Дима (marigranula) wrote,
Дима
marigranula

Category:

О графоманах

Тема графомании была поднята еще в рассказе Графоманы А.Терца. В рассказе, Терц писал, что в отсутствии возможности издать в СССР книжку, каждый графоман мог считать себя писателем, которого, в отличии от Пушкина и Достоевского, просто не издают (например, по политическим мотивам). Сейчас издать книгу может каждый, но от этого количество графоманов не уменьшилось. Не уменьшило количество графоманов и очевидное снижение статуса писателя. В СССР статус писателя был высок и позволял прикоснуться к материальным благам. Терц описывает это так:
Сейчас было важнее дать почувствовать этой вот Зиночке – смазливенькой секретарше – ее место в жизни и мое внутреннее достоинство.
Девчонка, доступная любому корректору, а в дневные часы – редактору, который имел обычай шлепать ее по спине, смеет меня учить! Шлепать по спине… Как человек, до конца отдавшийся высокому делу искусства, я был вполне свободен от этих низменных интересов. Но если бы мне посчастливилось напечатать «В поисках радости», я мог бы шлепать ее сколько угодно и она бы не возразила, и была бы еще польщена. Но я бы так не поступил, я бы придумал другое: я бы пригласил ее поначалу в Художественный театр, потом – в прекрасном светло-сером костюме, под реверансы лакеев расслабил бы ее до потери сознания сухим грузинским вином. Потом, расслабленную, веду ее под руку в гостиницу, где для крупного писателя в любой день и час есть номер «люкс», и там, под балдахином, проделываю над нею все унизительные процедуры, какие только можно представить. Не потому, что очень надо, а для одной справедливости. Тогда она поймет, с кем имеет дело. Тогда она не будет оскорблять человека, который гигантски выше ее, но не имеет пока возможностей доказать свое превосходство…

Уменьшение привлекательности писательства компенсируется сейчас снижением трудоемкости - компьютеры и интернет позволяют быстро создавать и распространять тексты.
Ну и в конце, я бы хотел провести четкую грань отделяющую графоманов от людей пишущих в стол. Мне нравится Ю.Ким
Шумит прозаиков орава.
Один другого превзошёл.
Но тыщу лет и трижды слава
Тому, кто ныне пишет в стол !

Вот мы пришли, вот мы проходим
Сквозь дурь и одурь наших лет.
Своим пребудущим отродьям
Какой оставим мы портрет ?

Он здесь.
Он как в массивной раме.
Вот в этом письменом столе -
Лежит до срока в темноте
И смотрит острыми глазами.

И ещё очень важный момент - писатель может быть плохим писателем и не быть графоманом. По воспоминанию Шаламова, Светлов сказал ему:
Подождите. Я вам кое-что скажу. Я, может быть, плохой поэт, но я никогда ни на кого не донес, ни на кого ничего не написал.
Светлов был наверное не слишком одаренным поэтом, но не был графоманом. Он писал то что нужно, и издавался, и получал за свои публикации деньги. Возможно, издавался именно благодоря тому, что адекватно себя оценивал.
Tags: Ким, Мысли о литературе, Синявский
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Охотники на слонов 2

    В продолжение https://marigranula.livejournal.com/675876.html В интересной статье Widespread evidence for elephant exploitation by Last…

  • (без темы)

    Я вот подумал: Практически гарантированно, что многие страны выпишут ордера на арест по обвинению в военных преступлениях всех, кто руководил войной…

  • Каков у лекаря обычай?

    Тут я воскликнул: — Бедный Джон! Какой доход теряет он! Коль вправду будет побежден Любой недуг, Кладбищенский зеленый склон Изрежет плуг.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments