Дима (marigranula) wrote,
Дима
marigranula

О взаимозаменяемости

    На заре развития интернет-бизнеса, очень многие дот-ком компании пытались создать большую клиентскую базу за счет бесплатных или очень дешевых услуг, рассчитывая на то, что когда они поднимут цены, чтобы сделать компанию окупаемой, часть клиентов останется. Они ошиблись: на любую поднимающую цены компанию была другая, продолжающая привлекать клиентов низкими ценами. Клиенты очень быстро переходили в другую компанию. Урок из этой истории очевиден - на самом деле, люди очень не лояльны и легко находят всему замену.

    Люди легко меняют социальные сети и программное обеспечение; очень многие меняют религию и политические взгляды. Известны случаи когда приезжающие в Израиль поддержать Шалом ахшав по дороге в Индию в какой-нибудь ашрам, переходят в иудаизм и становятся поселенцами.
    Эта взаимозаменяемость часто не очевидна - человеку кажется что если кто-то часто покупает в его магазине или активно комментирует его блог или регулярно с ним трахается, то это в определенной степени гарантирует и в дальнейшем "продолжение банкета". Но часто это совершенно не так. Да, иногда у людей вырабатывается привычка к чему-то, или даже аддикция, да иногда в действие вступает эффект Конкорда. Но как правило, человек относительно легко делает выбор, особенно если он может его отрепетировать заранее. Очень часто, человек думает об отношениях с партнером как-будто они двое находятся в вакууме, в то же время мы окружены кучей конкурентов: Сидел человек в одной сети или комментировал один блог или жил вместе с партнером - переедет в другую сеть или другой блог или к другому партнеру.
    Зачастую люди , обдумывая отношения, смотрят и сравнивают сколько они дали партнеру, а сколько получили (и думают "да партнер и так получил дофига, не буду больше ему давать"), забывая что ситуация более сложная: партнер сравнивает, сколько бы он мог получить и от других партнеров. Хотя эта идея очевидна для всех в случае с рынком, люди забывают, что она действует с неменьшим успехом и в межличностных отношениях. Даже хуже, зачастую герой думает "партнер со мной, потому что у меня такие-то достоинства которых у других нет", а на самом деле, партнер видит эти достоинства потому-что он в отношениях с нашим героем. Эмоционально разъеденятся - и эти достоинства исчезнут как дым.
    С этим то и основана распространенная дилемма:
С одной стороны, люди обычно очень плохи в предсказаниях собственной реакции на те или иные происшествия и в заинтересованности партнера. Отсюда и взялось выражение " что имеем не храним, потерявши плачим " - люди не хранят, потому что не верят в то что может уйти и потому что недооценивают собственную заинтересованность.
С другой стороны, "с глаз долой, из сердца вон" - вполне могут найти замену если уйдешь чтобы показать свою значимость.
Tags: Социальная психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments