Дима (marigranula) wrote,
Дима
marigranula

О внутренней мотивации

Интересно сравнить два отрывка, из Экзюпери (Маленький принц):
Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок №1. Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им. Разве шляпа страшная? — возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Это мой рисунок №2. Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками №1 и №2, я утратил веру в себя.

и Кривина (Первое колесо):
Ребенок изобрел колесо. Он взял прут, согнул его и, связав концы, покатил по дороге. Родители сидели в пещере и разговаривали о своих первобытных делах. Потом они высунулись наружу и увидели ребенка, который бежал за своим колесом.
- Стыд и срам! - сказали родители. - Он уже изобрел колесо. У всех дети как дети, ничего не выдумывают, а у этого вечно мозги не на месте!
Ребенок сказал "Ту-ту!", изобретая что-то наподобие паровоза. Он сказал "Ту-ту!" и помчался быстро, как паровоз, двумя палками чертя впереди себя рельсы.
И тогда родители не выдержали. Они поймали ребенка, разогнули его колесо и этим прутом всыпали своему непослушному детищу. Изобретателю первого в мире колеса.


Оба отрывка на одну и ту же тему, но бросается в глаза разница - герой Экзюпери отказался от карьеры художника просто потому что он не получил похвал от взрослых; в тоже самое время, осуждение взрослых не остановило героя Кривина. Потребовалась прямая агрессия, чтобы все разрушить. Мне кажется, что реальный интерес к предмету проявляется именно в том, что человека толкает вперед внутренняя мотивация, а если просто отсутствия похвалы хватило что бы все остановить - то грош ему цена.
Побоями учить - что мертвого лечить,
Но многие того не понимали.
Ученые труды (туды их растуды)
Вколачивали розгами в зады.
А в это время ученик покорный
Лежал ничком и, охая притворно,
Держал в кармане шиш и тихо мозговал
Над тем, что педагог не задавал.

Без шестеренок и карданов,
Без всяких видимых причин,
И днем и ночью неустанно
Наш вечный думатель урчит.
Он то замрет, то вдруг убыстрит
Заветной мысли дерзкий бег,
И никакому мотористу,
Его не выключить вовек.

Tags: Кривин, Экзюпери
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments