Трурль. — Признайся, вылитая наука!
Но Клапауций не был удовлетворен.
— Что? Вот эта толпа и есть наука? Наука — это
нечто совсем иное!
— Так, пожалуйста, скажи, что именно, и машина тут
же это сделает! — возмутился Трурль.
Но Клапауций не знал, что сказать
Вот многие пишут о взаимоотношении религии и науки, и я решил присоединиться. Все побежали, и я побежал :))). И подходить к этому вопросу я бы предпочел не как к вопросу философскому, а с точки зрения психологии и социологии.
Но вначале хотелось бы заметить, что сравнивая религию и науку, очень часто люди думают о монолитных образованиях, в то время как и религия и наука включают множество элементов. Многие из этих элементов присутствуют и в науке, и в религии, и ещё много где. Каждая религия включает не только веру в бога, но и веру во много чего другого.
Наука - это понятие абстрактное, и разные люди представляют её в разных ипостасях. Мы можем говорить о науке как о виде деятельности, такой же как медицина или охрана правопорядка, и как об сообществе, объединяющем людей заинтересованных в науке. Если говорить о науке как об области профессиональной деятельности, то в большинстве случаев конфликта между религией и наукой просто нет. Научный сотрудник выполняет свои функции пользуясь определенной методикой, так же как и врач или следователь.
Более интересна в этом смысле наука в роли сообщества. Судя по всему, для ученых связи с сообществом ученых гораздо важнее чем для врача принадлежность к медицинскому сообществу. Если врач взаимодействует обычно с коллегами в рамках своего отделения, то ученый, в придачу к сотрудникам своего факультета или лаборатории публикует и читает множество статей, выступает на конференциях. Более того, надежд оставить след в истории у ученого больше чем у врача. Даже на рядового пост дока может быть порядочно ссылок... Мне кажется, что если мы предложим врачу и ученому заниматься их деятельностью, но так чтобы не было никакого взаимодействия с коллегами (ну например отправим врача в закрытый городок где он будет единственным врачом, а ученому пообещаем большое наследство при условии что он никому не расскажет о своих открытиях), то гораздо больше ученых, чем врачей согласится. Кавендиш конечно пример обратного, но он все таки редкость.Собственно, с этим и связана относительно низкая зарплата ученых. Зарплата профессора биологии обычно ниже чем зав.клиникой, поскольку ученый ценит членство в своем сообществе выше чем врач. И внутри любого сообщества принятие тех или иных идей (или верований) идет приблизительно теми же самыми путями, в независимости от того, говорим ли мы об астрономах, защитниках природы, буддистах, йогах, коммунистах, etc.
Рождение этих идей же действительно сильно варьируется между сообществами. В случае с наукой, основную роль, на мой взгляд, сыграло то, что научное сообщество объединяет людей той же самой профессии (то есть, научных сотрудников). Грубо говоря, само по себе принятие людьми, причисляющими себя к научному сообществу, веры в то что земля имеет форму почти шара в принципе ничем не отличается от принятием каким-нибудь ортодоксом веры в то что земля плоская. Обе эти веры почерпнуты из сообщества, к которому человек принадлежит, и определяют принадлежность к сообществу. А вот как данная вера в данном сообществе возникла - сильно отличается в случае науки.
Еще нужно заметить, что не только религии содержат иррациональные верования и базируются на том, что называется "слепой" верой. Вполне секулярные люди верят в классовую борьбу или в то что интеллект мало зависит от генетики. Более того, в это верят именно те, кто атакует идеи о том что земля была сотворена за шесть дней (ученые по большей части левые). У каждой группы есть свои верования, ни одна из них не лучше и не хуже другой. Соответственно, выделении религии (то есть, веры в сверхъестественное) в отдельную категорию иррациональности ничем, на мой взгляд, неоправданно.
Столкновение науки и религии чаще всего происходит, на мой взгляд, из-за миссионерства представителей обоих сообществ (хотя ученые называют это не миссионерством, а просвещением) и отсутствия рефлексии и у тех и у других. Например мы встречаем ритуалы и в религии и в науке - ну так людям, и даже ученым,нужны ритуалы! А если человек хочет лечиться, скажем, гомеопатией, то чего его разубеждать то? Флаг ему в руки, перо в задницу, и встречный поезд по рельсам.
По поводу религиозных ученых - так что в том такого необычного? Я помню описание колхозницы, приехавшей в Москву и крестящейся на мавзолей и китайского шамана, обращающегося за помощью к духам и председателю Мао. Синкретизма очень много везде.