Дима (marigranula) wrote,
Дима
marigranula

О морализме

Мы - табун, все в нас едино:
отвращенье, обожанье.
Тот чужой, кто в час забавы
не подхватит наше ржанье.
Мы таких своим копытом
бьем с утра и до темна.
Будешь странным - будешь битым,
будешь странным - будешь битым
по закону табуна!

Откуда берется любовь к морализму? Ну с религиозным морализмом более-менее понятно, это часть религии. А вот секулярный морализм откуда берется? Тут важно делать различие между личными предпочтениями и морализмом. Широко известная моральная дилемма "Под откос мчится вагон с пятью человеками. Чтобы его остановить, нужно с моста над железной дорогой сбросить человека. Вагон врежется в человека и остановится. Морально ли человека сбросить?" является моральной дилеммой именно потому что говорится о каком то человеке. Если бы вопрос стоял так "Под откос мчится вагон с пятью человеками. Вы стоите на мосту. Если Вы с него прыгните, Вы своим телом остановите вагон. Прыгните ли Вы" - это было бы уже вопросом о личных предпочтениях. Мораль - это тот самый закон табуна .
Мне кажется, у секулярного морализма есть несколько корней:

1.Я не люблю рыбу и грибы. Я их не ем и это вроде бы мне особо не мешает. Но на самом деле, могло бы и поднять мое чувство собственной значимости, если бы я заявил, что не ем их из высших моральных побуждений. Знаете ли вы, как страдает рыба, когда ее вытаскивают из воды? Когда она из последних сил бьется, задыхаясь, как казненные через повешение? Только аморальные типы могут есть рыбу! А грибы? Грибницы не только кормят деревья микроэлементами, они связывают деревья между собой, превращая отдельные деревья в могучий лес! Уничтожая грибы, вы и весь лес, со всеми его обитателями разрушаете! Да, большинство грибов сейчас выращивается искусственно, но и в природе их собирают. Покупая даже выращенные в теплице грибы, вы поощряете их потребление, а значит и изьятие их из природы! Теперь я могу чувствовать себя, причем не прилагая особых усилий, высоко-чего-то личностью и с печалью глядеть на это аморальное поколенье. А сколько людей не имеет секса (и может считать секс аморальным) и денег (на тему аморальности богатства), и т.д и т.п. В кратце - записывайте в аморальное поведение то, как вы себя в силу тех или иных причин не ведете, и будет вам чуство собственной высокоморальности.
2.Многие секулярные философы всяческих моралей, хотя религию и не любят, отказаться от религиозного восприятия мира никак не могут. Вот и спорят они с религиозными, что дескать и у них есть мораль, и она ничем не хуже, а даже лучше. "Вот у вас как?" - говорят они религиозным- "Человек должен сказать публично что то аморально, что бы его покарать. А у нас достаточно, что он просто хранит дома в секрете что-то аморальное для расправы".
3.Хотя очень многие сторонники секулярного морализма вроде бы декларируют что человек по натуре своей хорош, и можно прийти к какому то утопически-идеальному состоянию общества, сами они людей побаиваются. Они боятся охлократии, что без морали толпы отморозков придут их грабить, насиловать и убивать. Что вот без узды морали ну никак нельзя
Через дыры в кордоне утекал образованный слой,
через дыры в озоне атмосфера сочилась долой,
через дыры в законе плутовство умножалось везде,
потому что ничто не держалось в узде.

И мораль - эта та самая узда, главное только оказаться внутри табуна, а не вне - а не то объединенные единой уздой морали затопчут нафиг.
4.Люди любят ощущать себя судьями, а что как не решение моральных дилемм дает это ощущение?
Tags: Социальная психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments