Дима (marigranula) wrote,
Дима
marigranula

Об изгнании из рая

      Продолжаю размышления о мифах возникших в процессе становления иудаизма, начатых в моем посте Мифы древней Иудеи
    История сотворения Адама в первой главе Ветхого завета выглядит очень странной. Сотворение человека описывается два раза, и по-разному. Изгнание выглядит не менее странно. Бог сажает дерево с плодами дающими человеку возможность познать добро и зло. Что имеется в виду? Есть два варианта - или понимание морали, что есть добро и зло, или знание вообще всего (от добра до зла). Бог также предупреждает людей, что они умрут, если этот плод съедят. По наущению змея (а змею то это для чего?), люди съедают плод, и не умирают (бог их обманул?), но и особых знаний или морали не приобретают. Реакция бога оказывается тем не менее жесткой, он наказывает не только провинившихся, но и весь род людской. Так что же хотел сказать автор?
    Я позволю себе следующую реконструкцию.

Во первых, вся история грехопадения и изгнания из рая была добавлена позже, в дополнение к уже существующей истории сотворения Адама и Евы из праха . В этой добавленной истории есть два достаточно независимых момента.
1.Линия змея. Змееподобный бог соблазняет людей, но его побеждает более могущественный Яхве. Основной дидактический смысл этой вставки - что людям не надо поддаваться соблазнам других богов, так как Яхве - самый сильный и всех победит.
2.Линия жизни человека в раю. Человек живет в раю не занимаясь (и не умея!) каким-либо трудом, и в будущем, когда постареет, сможет омолодиться плодами с дерева жизни (аналог цветка вечной молодости украденного змеей из эпоса о Гильгамеше). Соответственно, размножение и смерть не предусмотрены. В раю есть так же дерево, съев плод которого человек узнает как делать множество хороших и плохих дел. Соответственно, Адам и Ева, съев плод, узнали, как шить одежды, заниматься земледелием, сексом и убивать (это потом пригодилось Каину). Узнав об этом, Яхве решил, что со всеми этими умениями, людям не место в раю, и изгоняет их, чтобы они занимались обычной жизнью вне рая. Соответственно, когда Яхве говорил людям, что они умрут, вкусив плоды, и змей говорил, что они не умрут от этого, они оба были правы, но по своему. Змей говорил, что плоды не ядовиты и людей не убьют. Яхве говорил, что если люди съедят плоды, то они будут изгнаны из рая, потеряют доступ к древу жизни, и в конце концов умрут по естественным причинам. Разговоры о тяжести родов и работы - это не перечень наказаний, а объяснение, что люди получают в придачу к новым знаниям. Основной дидактический смысл этой вставки - во многой мудрости много печали и блаженны нищие духом. Что людям не нужно стремится к новым знаниям - ведь ими придется потом ими пользоваться (не знали бы про секс - и не пришлось бы в муках рожать, не знали бы как пахать землю - не пришлось бы пахать).

Tags: Религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments