Дима (marigranula) wrote,
Дима
marigranula

  • Mood:

А380 и Конкорд - психология и грабли

      Concorde effect (он же sunk cost fallacy) назван в честь сверхзвукового самолета Конкорд. В процессе разработки этого самолета выяснилось, что он будет убыточным, и что самое разумное - это прекратить его разработку и списать истраченные деньги. Тем не менее, было принято решение "спасти" уже потраченные деньги, и продолжать проект. Это продолжение принесло ещё большие убытки. Этот эффект встречается очень часто, когда люди стараются сохранить какой-то проект, в который они уже вложились, вместо того чтобы просто окончить его, с гораздо меньшими потерями. Этот эффект проявляется не только в бизнесе. В частности, люди пытаются сохранять отношения, в которые они вложились, но которые им теперь не нужны.
      Выяснилось, что судьба очередного европейского супер-самолетного проекта Аэробус 380 оказалось копией предыдущего Конкорда (Financial evaluation of the Airbus A380Neo program). Он была финансово-несотоятельным еще в процессе разработки. Европейцы вообще склонны к многократному наступанию на грабли? Или же это не столько психологический эффект, сколько желание "догнать и перегнать Америку", которое они стыдливо стесняются озвучить? Дескать, построим самолет гораздо круче Боинга, но только за ради финансов и ничего другого! А что уж вышло, то , как говорил Черномырдин, Хотели как лучше, а получилось как всегда
      Кстати, и нынешний кризис с мигрантами может результат того же эффекта? Когда ручеек превратился в мощный поток, политику менять не захотели...
Tags: Политика, Социальная психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments