Однако, комбинация двух факторов все изменила:
1.Распространение интернета делает сохранение каких-либо тайных знаний все более и более трудной задачей и их становится все меньше и меньше. Ситуация усугубляется тем, что эти тайные знания зачастую являются производной от других, вполне не тайных знаний. И умеющий хорошо пользоваться интернетом приверженец вполне может обнаружить, что предлагаемые ему тайные знания очень похожи на какие-то другие, совсем не тайные.
2.Широкое распространение knowledge-based профессий делает обладание какими-либо особыми знаниями очень распространенным явлением. Врач, системные администратор, программист - все они обладают особыми знаниями, и знаниями приносящими им зарплату.
Теперь учения типа каббалы привлекают последователей давая им знания, которые позволяют им почувствовать себя на верху иерархии. Это раньше иерархии строились в основном на основе голубой крови или богатства. Теперь к богатству и аристократическому рождению как основаниям на высокое место в иерархии добавились особые знания и умения. Руководители государства, например, кроме прочих обоснований на право руководить, называют свои знания и опыт. И вот приверженцы разных религиозных учений говорят, что они то знают как управлять государством (ну или спасать землю от каких-либо катастроф)! Смотря сверху вниз на политиков, ученых, они помещают себя в более высокую ступень этой knowledge-based иерархии. Они говорят "ну как же политики не понимают, что сначало нам нужно объединиться (помедитировать, побрызгать кровью белого тельца на Перуна), и проблемы бы решились". Если раньше последователи гордились тем, что они обладают знаниями до которым ни у кого нет доступа, то тепербь они грдятся своим умом, тем что взяли на вооружение знания, которые люди глупые не хотят изучить.
У меня есть подозрение, что многие около-психологические курсы привлекают людей тем же. Окончив их, люди могут свысока смотреть на тех кто не правильно пытается устроить личную жизнь или воспитывать детей.
Вообщем, ценность реальных знаний поднимает и ценность фейков.
