Дима (marigranula) wrote,
Дима
marigranula

Categories:

О иерархии и религии

Я вышел на поиски Бога.
В предгорьи уже рассвело.
А нужно мне было немного -
Две пригоршни глины всего.

И с гор я спустился в долину,
Развел над рекою костер,
И красную вязкую глину
В ладонях размял и растер.

Что знал я в ту пору о Боге
На тихой заре бытия?
Я вылепил руки и ноги,
И голову вылепил я.

И полон предчувствием смутным
Мечтал я, при свете огня,
Что будет Он добрым и мудрым,
Что Он пожалеет меня!


      Я подумал, что многие загадки, стоящие перед социологией и психологией можно было бы разрешить, предположив, что человек имеет генетически детерминированное стремление к повышению своей позиции в иерархии и негативное отношение к своему низкому положению в ней. Я постулирую, что это стремление к месту в иерархии является самоцелью, а не способом добится ещё чего то (что не отменяет тот факт, что люди могут осознанно стремится к занятию места в иерархии с целью получить какие-то блага). Это стремление к повышению ранга в иерархии и негативное чувство от своего собственного низкого ранга могут быть подсознательными. То есть, эти подсознательные стремления могут интерпретироваться самим человеком как стремление к чему то совсем другому.
      В принципе, очень многие животные формируют в группах более-менее линейные иерархии (хотя последние исследования показывают, что ситуация несколько более сложная). Место в иерархии определяет доступ еде, сексуальному партнеру, убежищу и право на агрессию.

      И человек склонен к тому же. Это стремление к построению иерархий пропитывает большинство человеческих групп и иерархии в возникает спонтанно. Например, даже в сенате США, который демократически выбирается и где вроде бы все сенаторы имеют одинаковые полномочия, сенаторы образуют линейную иерархию по времени пребывания в сенате и сложными правилами, определяющими старшинство среди нескольких сенаторов с одинаковым сроком пребывания в сенате. Именно поэтому люди были готовы погибнуть ради того, что бы стать хоть на недолго царями, хотя им и так жилось неплохо. Именно поэтому, рыцари могли жить без всякого комфорта, тратя свои ресурсы на собирание своего отряда и рисковать жизнью в поединках.
        Важно заметить, что с развитием рынка, сам способ продвижения по иерархии изменился. Обладание материальными ценностями стало в значительной степени определять место в иерархии, в то же время как ранее, место в иерархии определялось в значительной степени местом в ней родителей и подчинением и знаками уважения от других членов группы. В этом смысле, то что мы сейчас воспринимаем как социальную взаимоподдержку в древних сообществах (типа совместных пиршеств), было в значительной части покупкой приклонения - форма достигшая расцвета и формализации в системы клиентулы древнего Рима. И современное связывание места в иерархии с материальными ценностями заставляет антропологов рассматривать сообщества охотников - собирателей как эгалитарные общества, что в ообщем не верно, хотя разность в обладании материальными ценностями между людьми очень мала.
        С развитием и усложнением сообществ, проблемы людей с их местом в иерархии усложнялась. Появлялись подходы снижающие напряжение между людьми из-за конкуренции за место в иерархии.
        В частности - это создание групп, где человек ощущает себя на одном уровне иерархии с другими, кто в реальности отличаются по месту в иерархии. В частности, такими структурами являются религиозные движения. В религиозных движениях, люди, даже с разным положением в "реальных" иерархиях, оказываются равными перед богом. В СССР, где идеология базировалась на равенстве, религия  была не особо нужна и подавлена (и из-за конкуренции и из-за ее ассоциации с предыдущим режимом), так как изначально негативные переживания из-за низких мест в "рефльной" иерархии решала советская идеология равенства. Массовые казни руководства в СССР носили, по моему мнению, именно эту нагрузку - показать, что даже те, кто находятся на самом верху иерархии, вполне могут оказаться внизу. Постепенно, идеология равенства стала, правда, ослабевать. Вообще, проблема снижения эффективности религиозных организаций в обеспечении "равенства" очевидна. Эта проблема присутствовала например в конце 19 - начале 20 века в Российской империи, где православная церковь стала просто неэффективной что и превело к снижению релегиозности населения (люди не хотели плохой тавар, так сказать). Кстати, монотеизм уменьшал для священнослужителей возможности религии для самих себя. А вот в рамках политеизма, иерархия священнослужителей одного бога оказывалась уравненной перед другими богами.
      В моей модели, религиозные ритуалы - это развитие ритуалов обеспечивающих гладкость взаимодействия между разными членами иерархии (как и происходит у животных). Но религиозные ритуалы именно подчеркивают равенство всех членов иерархии перед богами. Кстати, роль монарха, я подозреваю, могла быть такой же - все относительно равны перед царем, и царь может любого покарать.
      Предложенная модель продолжает традицию связывающую религию с созданием солидарности в обществе. Но в отличии от Дюркгейма, связывающего солидарность с общими ритуалами и Старка, связывающего солидарность с о страхом перед морализирующими богами, я вижу в религии силу создающую солидарность за счет уменьшения конкуренции за место в иерархии. Или говоря другими словами, религия обеспечивала снижения угнетенности из-за низкого положения в иерархии для всех и солидарность всех низкостоящих для элиты.
      Желание добиться продвижения в иерархии в нынешнее времена привело к тому, что люди сейчас стали объединяться в разные группы, в которых они могли бы параллельно строить разные иерархии. Люди сейчас являются членами многих иерархий одновременно, и хотя некоторые (например на работе) приносят им что-то полезное, кроме места в иерархии, в других (компьютерные игры например) они тратят ресурсы просто для того чтобы добиваться продвижения в иерархиях. Роль религии как поставщика ощущения равенства в иерархии сейчас снизилась за счет конкуренции с организациями создающими параллельные иерархии, но зато (в значительной степени в новых религиозных движениях) увеличилась как механизм поддержания спиритуальности (то есть, использования сверхъестественных сил для конструирования своей, вымышленной и более приятной реальности).
        Без всякого сомнения, религия выполняет и другие роли. Ещё одну роль религии я рассматриваю в посте https://marigranula.livejournal.com/143967.html. Эта роль была наверное более ранней. Кстати, важно заметить такой момент. Антропологи исследуют кое-где сохранившиеся племена, живущие как наши предки, как примеры аналоги древних людей. Однако, столкновение этих племен с современными людьми могло привести к резкому повышению их религиозности.
Tags: Религия, Социальная психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments