Дима (marigranula) wrote,
Дима
marigranula

О религии. Часть вторая

Я решил выложить несколько постов, в которых я излагаю свой взгляд на религию. Предыдущий пост https://marigranula.livejournal.com/240521.html. Ссылки на литературу я решил в посты не включать, иначе текст будет ну уж очень длинный. Если у кого то будут вопросы, я соответствующие ссылки дам. Буду очень благодарен за любые замечания.
ps Над некоторыми комментариями я задумался, и чтобы ответить, мне нужно время. Например, я увидел некоторые проблемы под новым углом, на который укозали комментаторы. Я на все комментарии отвечу, но мне нужно время на размышления.
Еще раз спасибо!


Иерархии в обществе


      Я бы хотел остановиться на вопрос об иерархиях в человеческом обществе. Я полагаю, что стремление человека к строительству иерархии играет важную роль в возникновении религии.
      Я делаю допущение, на мой взгляд весьма обоснованное, что человек имеет генетически детерминированное стремление к повышению своей позиции в иерархии и негативное отношение к своему низкому положению в ней.       Я постулирую, что это стремление к месту в иерархии является самоцелью, а не способом добиться ещё чего то (что не отменяет тот факт, что люди могут осознанно стремиться к занятию места в иерархии с целью получить какие-то блага). Это стремление к повышению ранга в иерархии и негативное чувство от своего собственного низкого ранга могут быть подсознательными. То есть, эти подсознательные стремления могут интерпретироваться самим человеком как стремление к чему то совсем другому, а не стремление к месту в иерархии.
        В принципе, очень многие животные формируют в группах более-менее линейные иерархии (хотя последние исследования показывают, что ситуация несколько более сложная). Место в иерархии определяет доступ еде, сексуальному партнеру, убежищу и право на агрессию.
      И человек склонен к тому же. Это стремление к построению иерархий пропитывает большинство человеческих групп и иерархии в группах возникает спонтанно. Например, даже в сенате США, который демократически выбирается и где вроде бы все сенаторы имеют одинаковые полномочия, сенаторы образуют линейную иерархию по времени пребывания в сенате и сложными правилами, определяющими старшинство среди нескольких сенаторов с одинаковым сроком пребывания в сенате. Место в иерархии может быть более важным, чем многие другие соблазны. Именно поэтому люди были готовы погибнуть ради того, что бы стать хоть на недолго царями, хотя им и так жилось неплохо. Именно поэтому рыцари могли жить без всякого комфорта, тратя свои ресурсы на собирание своего отряда и рисковать жизнью в поединках.
      Ритуалы являются одним из важных методов структурирования иерархии, они широко используются с этой целью у животных (ритуальные взаимодействия предотвращают физическую агрессию и позволяют восстановить связи после агрессии), но люди приписывают многим из них какой-то особый смысл. Хотя ритуалы зачастую ассоциируют с религией, религия лишь один из контекстов, где они используются.
    Важно заметить, что с развитием рынка, сам способ продвижения по иерархии изменился. Обладание материальными ценностями стало в значительной степени определять место в иерархии, в то же время как ранее, место в иерархии определялось в значительной степени местом в ней родителей и подчинением и знаками уважения от других членов группы. В этом смысле, то что мы сейчас воспринимаем как социальную взаимоподдержку в древних сообществах (типа совместных пиршеств), было в значительной части покупкой поклонения - форма достигшая расцвета и формализации в системы клиентулы древнего Рима. И современное связывание места в иерархии с материальными ценностями заставляет антропологов рассматривать сообщества охотников - собирателей как эгалитарные общества, что в ообщем не верно, хотя разность в обладании материальными ценностями между людьми очень мала.
      Гипотеза о изначальной важности иерархии и о важности ритуалов в ее формирование объясняет существующей в большинстве социумов разделение между гендерами и доминирование мужчин, хотя это доминирование вряд ли имеет собственно биологические причины. Я вижу причину что сам по себе половой акт символизирует доминируемое положение для пассивного партнера (вне связи с гендером), и женщины оказались просто теми кто являются всегда пассивной стороной и никогда активной в сексе.
Tags: Религия, Эволюция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments