Дима (marigranula) wrote,
Дима
marigranula

Categories:
      Стихотворение
Тоска по мастеру, по пыльной мастерской,
Уставленной подрамниками густо,
Где краски растирают день-деньской,
И грудами навалена капуста.
Тоска по мастеру, пропахшему вином
И табаком, с одышкою и астмой,
По резкости его суждений властных,
Все наши мненья ставящих вверх дном.

По дому, выходящему к реке,
Со сворою собак и домочадцев,
Где доводилось и любви случаться
В каком-нибудь укромном закутке.

По кухне с чёрной сажей потолка,
Где ровно в полдень наливали суп нам,
По легкости летящего мазка,
Которая для прочих недоступна.

По мясу на скупом его столе,
По странности причуд разнообразных,
И по скупой внезапной похвале,
Что наши будни обращала в праздник.

Тоска по мастеру. Колоть дрова с утра,
Выхаживать детей его и внучек.
О, нынешняя нищая пора,
Бездарная эпоха самоучек!

Кто тайны струн, и кисти, и пера
Нам преподаст, открыв источник света?
Об этом мне подумалось вчера
На панихиде старого поэта.

навело меня на несколько размышлений. Одно связанно с
Тоска по мастеру, пропахшему вином
И табаком, с одышкою и астмой,
По резкости его суждений властных,
Все наши мненья ставящих вверх дном.
**************************************
И по скупой внезапной похвале,
Что наши будни обращала в праздник.


     

Тоска по обилию критики и редкости похвал?
Недавно ивритоговорящие знакомые просили Наташу сказать "Ешь лану по дуби" (у нас здесь есть медвежонок) с её русским акцентом. Так мы попали на короткие юмористические видео с главной героиней - Зиной, работающей спортивным тренером. Так в Израиле видится русское воспитание :))

Зина взвешивает девушек, и одна набрала 48 грамм. Девочки, говорит Зина, есть у нас здесь медвежонок! Раньше я думала что на соревнование полетят 6 девочек, но сейчас вижу, что полетят 5 девочек и гиппопотам. И дальше она объясняет, что в СССР было все совсем по другому чем в Израиле, по другому воспитывали. Когда Зина съела лишнего, ее тренер выставил её на 2 месяца в снег. Она отморозила себе палец, но потом отрастила его обратно. В другом месте Зина объясняет, что начнешь с маленького послабления, а окончишь бездомной наркоманкой с кучей детей.
    Я вот не в восторге от этой манеры сурового воспитания. Не надо делать гвозди из людей!
    Ещё один интересный момент который стал мне понятен касается одного нового религиозного движения. Религиозное движение Бней Барух/Каббала лэ Ам/Наука каббала было создано Лайтманом, который приехал в семидесятые годы из СССР. В СССР он был очень про-научно настроен, ну это общее для поколения, для евреев наверное особенно. Приехав в Израиль, он заинтересовался каббалой, стал искать у кого бы учится, и нашел хасидского каббалиста Ашлага. Выбор казался мне странным - Ашлаг принадлежал к тем раввинам, которые продолжали жить в 19 веке, на иврите говорил плохо и был по любому очень ортодоксально. Лайтман пошел к нему учится, и очень скоро стал его личным помощником, водителем, и т.д. Почему он не пошел более обычным путем для советского интеллигента? В Иерусалимском университете есть созданная Шалемом группа изучения каббалы, Берг в конце концов все таки современнее (Лайтман получился у Берга и бросил его). И вот, прочтя это стихотворение Городницкого, я понял - это тоска по мастеру. Лайтман хотел учится именно у такого патриархального мастера. Каждому - по желаниям его.
Tags: Городницкий, Религия, Социальная психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments