Дима (marigranula) wrote,
Дима
marigranula

Category:

За зеленой дверью в белой стене

      В СССР до середины пятидесятых на самом не было социального лифта. Было социальное чертово колесо. Люди возносились вверх и затем падали вниз. И я говорю не только о скатившихся вниз по социальной лестнице в результате революции и о попавших в лагеря. В СССР, личная собственность человека была очень ограничена, и большая часть всего, чем он пользовался - человек получал от государства во временное пользование. Очередь на квартиру, пайки и заказы, спецсанатории, пионерлагеря, дачи и спецбольницы. Даже просто отправленный в отставку человек всего этого лишался. А вспомним еще и эвакуацию во время войны
Дымятся снежные холмы,
И ночи нет конца.
Эвакуированы мы, -
И нет у нас отца.
Забыл я дом арбатский наш,
Тепло и тишину.

А компания врачей-убийц и космополитов еще дополнительно стукнула евреев, которые уже совсем полагали и чувствовали себя членами особой общности - советского народа, и вдруг - опаньки - они оказались опять евреями. Особенно все это касалось конечно не пролетариев (у них по любому не было много чего), а более высокопоставленных сотрудников.
      То что происходило - по выражению Кима, лебеди превращаются в гадких утят. То есть, страна генерировала большое количество образованных гадких утят, которые, однако, уже  знали, что они лебеди. Это очень важный момент - очень много людей жило в плохих условиях, но они не претедовали на что более-менее успешное. Их там не было. А вот  интеллигенция опиралась на свой пик успеха, высшую точку в этом чёртовом колесе, как на точку отсчета, и дальше должна была как-то пережить свое падение. В принципе, в далекие времена, каждый боярский род рисковал, поддержав неправильного претендента на престол, полететь вниз - но и внизу они опирались на свой аристократизм. У советских интеллигентов этого аристократизма не было, и они искали другие пути (в том, числе, создавая какой-то свой новый аристократизм).
      Именно отсюда берет свое начало любовь к нематериальному багажу, который власти не могут отнять у человека. Отсюда же - попытки воспроизводства аристократического благородства и стремление избежать унижения, не любовь к тому, что интеллигенция окрестила торгашеством и холуйством. Отсюда же - песни и тексты, рассказывающие о том. как пережить злые времена. Посмотрите на символичный прямой спор между веком 20 и веком 19:
Век 19: Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Век 20: Уйти в бега, сойти с ума
Теперь уж поздно для меня.

Отсюдо же - негативное отношения к материальному. Иногда нелюбовь к материальному привязывают к советской идеологии: Хрущев, пообещав построить коммунизм, где от каждого по способностям, а каждому по потребностям, понимал, что в условиях тотального дефицита, умение людей ограничивать свои собственные потребности является необходимым. Но бОльшую роль, мне кажется, играла именно потребность самой интелигенции, а партийная пропаганда просто снабжала людей подходящей рационализацией.
      Я далек от мысли, что вся интеллигенция пережила этот виток на чертовом колесе, но те что пережили - создали дискурс, который интеллигенция постепенно впитывала.
Tags: История, Социальная психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments