Дима (marigranula) wrote,
Дима
marigranula

Categories:

Мифы древней Иудеи

По дороге на Красное море мы проехали мимо разрушенных городов древней Иудеи. И я задумался про её мифы. Какими они были, те мифы из которых образовался потом Танах или по русски - Ветхий завет.

Я обращусь к мифам которые образовали потом Тору или Пятикнижье в русском варианте. Назовём её прото-Торой. Я предпологаю что создавалась прото-Тора в основном во время моноларности (то есть поклонении одному богу при признании существования других богов), а впоследствии, уже после установлении монотеизма (то есть вера в существовании единственного бога) редактировалась что бы убрать упоминания других богов. При этом, основной целью прото-Торы было демонстрация преимуществ поклонения богу Ягве и вред от поклонения другим богам, что оставило кучу нестыковок и следов. В принципе, в Торе остались многочисленные упоминания бога во множественном числе.
Я предполагаю, что до редактирования, мифы звучали так:
Миф о Содоме и Гоморре: Жители Содома и Гоморры поклонялись иным богам чем Ягве. Ягве продемонстрировал свою мощь, истребив их. Жена Лота пыталась сохранить двойную лояльность и Ягве и богу Содома за что и была наказана.
40 лет блуждания по пустыне: Израильтяне не поверили что боги Ханаана не смогут защитить свои народы от Израилитьян под защитой Ягве. Именно за неверие в то что Ягве самый могущественный бог, он заставил Изрилитьян бродить по пустыне.
Одной из функций объединения мифов было объединение отдельных родов в единую нацию. Прародители отдельных родов были обьеденены в единую родословную от Авраама до Иисуса Навина. Возможно, род Авраама был более авторитетный чем род Исаака, соответственно Исаак стал сыном Авраама. Так как различные роды обладали различным авторитетом, их прародители наделялись хорошими и плохими деяниями пропорционально авторитету. Например, история о продаже Иосифа в рабство снижала статус 10 других родов, изготовление тельца Аароном снижало авторитет потомков Аарона, и т.д. В дальнейшем, произошло полное слияние родов в отдельные колена.
Миф о Каине и Авеле был более сложный, чем изложено в Торе. В прото-Торе, Авель обманул Каина (история напоминающая взаимоотношения Иакова и Эсава) в плане жертвоприношений. Авель убедил Каина принести в жертву фрукты и овощи, хотя знал что мясо понравится богу больше, а сам принёс в жертву мясо. Каин убил Авеля за обман. И само убийство и относительно мягкая реакция на него бога были более объяснимы в прото-Торе чем в Торе.
Tags: Мифология
Subscribe

  • (no subject)

    Существует очень много городского фольклора об автономном пенисе, от члена живущего в канализации и угрожающего сидящим на унитазе до аэровафли,…

  • О милом друге

    Как Вы думаете, к кому Пушкин обращается в стихотворении: Одно желание: останься ты со мной! Небес я не томил молитвою другой. О скоро ли, мой…

  • А разве ты нам обещала чертоги златые? Мы сами себе их рисуем

    Рядом с нами поля залило водой после дождей, и в огромных лужах бродят стаи ибисов, чаек, и куликов. Я несколько раз говорил Наташе "Вот смотрю,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment