Дима (marigranula) wrote,
Дима
marigranula

Category:

О сексуальности - наследственность и культура

      Тема сексуальности человека привлекает внимание как ни одна другая. Я решил внести свои пять копеек :).
Для биолога, сексуальность человека содержит множество загадок, это как пазл, который никак не складывается. Мне показалось, что можно логически связать существующие данные о человеческой сексуальности, если предположить следующее:
      У приматов расчесывания друг друга и выкусывания из шерсти (social grooming) играют очень важную роль, через social grooming создаются альянсы, восстанавливаются разорванные конфликтами связи, определяется доминирование. У современного человека же, особо расчесывать нечего - волосы есть на голове ну и немножко на груди и спине. Я предполагаю, что манипуляции с гениталиями начали использоваться у человека как social grooming [*]. То есть, сексуальные практики человека могут иметь две разные генетически-детерминированные мотивации - собственно генитально-генитальный секс для зачатия и разнообразные манипуляции с гениталиями как social grooming, призванные упрочнять отношения между разными людьми. Нужно заметить, что генетически заданная мотивация для генитально-генитального секса не могла быть собственно зачатие, она сродни стремлению пометить партнера путем секса. Это объясняет и то, что мужчины в общем не стремятся оплодотворить как можно больше женщин - рабовладельцы не пытались совокупляться со всеми рабынями и феодалы со всеми крепостными крестьянками.
        Именно эта раздвоенность и объясняет странное положение клитора. Клитор расположен так, что он плохо стимулируется в процессе генитально-генитального секса. Почему? Если он вообще не нужен, то почему он не исчез? А если нужен, то почему так странно расположен (заметим, что у многих, если не у большинства плацентарных млекопитающих он расположен более "удобно" для стимуляции пенисом)? Я предполагаю, что клитор нужен не для репродуктивного секса, а для social grooming.
      Переход к жизни в более многочисленных обществах универсально приводил к тому, что культурные нормы накладывали жесткие ограничения на все формы сексуальной активности. Все общества, начиная от христианских и кончая социалистическими (за исключением краткого промежутка после социалистической революции) запрещали почти все в отношении секса, за исключением петтинга и генитально-генитального секса между разнополыми взрослыми интимными партнерами. Все остальное - например петтинг между сотрудниками, родителями и детьми и т.д. были просто немыслимы. Любые формы петтинга всегда были делом интимным. Эти формальные и неформальные запреты практически вытеснили social grooming и породили распространение самой простой и труднее всего контролируемой формы сексуальности - мастурбации. Но изначально, напомню, нерепродуктивный секс был способом взаимодействия нескольких человек, и поэтому он не особо предназначен для "персонального" использования. Вспомним, что, например, трудно пощекотать самого себя. Соответственно, мастурбация породила необходимость в воображаемом партнере (человек, как известно, исключительно хорош в деле самообмана). Я предполагаю, что концепция сексапильности и красоты возникла именно для мастурбации - на протяжении человеческой истории, обычно у человека не было особого выбора в партнере, и он зависел в первую очередь от статуса предполагаемого партнера в иерархии, от его имущественного положения и практических умений, но не от его внешних данных. В последствии, дискурс сексапильности стал распространятся и на секс с партнером, а не только мастурбацию.
      В этом смысле, поскольку social grooming у приматов происходят между представителями своего так и разных полов, то нет оснований полагать, что человек является гетеросексуальным по определению. Или точнее, та мотивация, которая проистекает из желания "пометить " партнера, может и является гетеросексуальной, но вторая явно нет.
      Какие культурные силы исказили настолько сильно изначально заданные мотивации сексуального поведения понять довольно трудно, хотя одна из возможных - то, что секс начал использоваться как символ доминирования (вспомним примеры из лагерной жизни и право первой ночи). И это использование сделало сексуальное поведение строго ограниченным определенными рамками.
ps По этому поводу есть много литературы, но я ее не стал приводить - вряд ли кто-то ее будет всю читать :)
pss Я постулирую, что связь между генитально-генитальным сексом и петтингом и другими формами секса - чисто западное явление.
UPD sergeyoho заметил, что гетеросексуальный петтинг легко может перейти в генитально-генитальный секс, и поэтому петтинг в роли sexual grooming скорее всего ограничен сексуальными партнерами и лицами того же пола. Гетеросексуальный петтинг не с партнером будет весьма проблематичен.

*Сексуальные активности используются, кстати, бонобо в качестве social grooming.
Tags: Психология, Секс, Эволюция
Subscribe

  • О графоманах

    Тема графомании была поднята в рассказе Графоманы А.Терца. В рассказе, Терц писал, что в отсутствии возможности издать в СССР книжку, каждый…

  • One Flew Over the Rye

    Есть много пересечений между Над кукушкиным гнездом и Над пропастью во ржи, включая то что протагонист одного романа изображает глухонемого и…

  • (без темы)

    В следующем году будет 100 лет Синявскому. Прикольно, что мое первое объяснение в любви к Наташе было цитатой из Гололедицы Абрама Терца, а именно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments

  • О графоманах

    Тема графомании была поднята в рассказе Графоманы А.Терца. В рассказе, Терц писал, что в отсутствии возможности издать в СССР книжку, каждый…

  • One Flew Over the Rye

    Есть много пересечений между Над кукушкиным гнездом и Над пропастью во ржи, включая то что протагонист одного романа изображает глухонемого и…

  • (без темы)

    В следующем году будет 100 лет Синявскому. Прикольно, что мое первое объяснение в любви к Наташе было цитатой из Гололедицы Абрама Терца, а именно…