Многие авторы предполагали, что одной из привлекательных особенностей религии для людей является то, что она обещает людям определенные вещи в обмен на соблюдение определенных норм и выполнение соответствующих ритуалов. Вебер ввел понятие "salvation goods" чьим поставщиком является христианство, то есть, что люди идут в христианство ради спасения после смерти. Старк предположил, что существует набор "compensators", которые люди надеются получить после смерти, например, бедные надеются попасть в рай [*].
С этими идеями, однако, есть достаточно серьезная проблема. Чтобы надеяться на спасение, человек должен как минимум считать, что он будет в каком-то виде существовать после смерти. То есть, человек должен сперва поверить в жизнь после смерти, а потом уже начинать надеяться а религию как путь к спасению. Что-то подобное было в рассказе О.Генри: Горе-коммивояжер привез в деревню обувь, прельстившись тем, что никто в этой деревне обувь не продает. Но не продавали ее в деревне потому что все туземцы ходили босиком, и обувь покупать не собирались. Спас положение один из друзей коммивояжера, разбросав по улицам колючки :). То есть, прежде чем продавать обувь, нужно было создать причину ее покупать, то есть разбросать колючки :).
С раем для бедных тоже не все так просто. Да, действительно, написано, что Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в рай", но ведь сколько написано негативного о сексуальных отношениях! Можно ли вывести из этого, что христианство - религия помогающая импотентам? Ведь христианами были и бедные и богатые, а в Российской империи так вообще, в конце 19 века более бедные районы были менее религиозные, чем богатые. У меня есть подозрение, что эта идея, о том что бедные получают от христианства надежду на рай как компенсацию их земных страданий, в значительной степени популяризировали левые, которые видели в бедных свою базу и сильно не любили христианство.
Мне кажется, что христианство там, где оно было государственной религией, создавало у людей определенное ощущение равенства с вышестоящими в иерархии - как говорится все под богом ходим. Важно, что все приблизительно одинаково ходят под богом. Это чувство универсально в том смысле, что у всех, кроме царя-императора есть кто-то сверхустоящий, и приходя в церковь, человек чувствовал себя наравне (под богом) с теми, кто в реальной жизни был над ним.
UPD
knyasa_o заметила, что по ее мнению, средневековые священники говорили чаще о гиене огненной и почти не упоминали, что "бог есть любовь", и что внимание к раю - это уже тенденции нового времени.
* Эта концепция была развита и в ту политическую идею, что Мы попадём в РАЙ, а они просто СДОХНУТ!
С этими идеями, однако, есть достаточно серьезная проблема. Чтобы надеяться на спасение, человек должен как минимум считать, что он будет в каком-то виде существовать после смерти. То есть, человек должен сперва поверить в жизнь после смерти, а потом уже начинать надеяться а религию как путь к спасению. Что-то подобное было в рассказе О.Генри: Горе-коммивояжер привез в деревню обувь, прельстившись тем, что никто в этой деревне обувь не продает. Но не продавали ее в деревне потому что все туземцы ходили босиком, и обувь покупать не собирались. Спас положение один из друзей коммивояжера, разбросав по улицам колючки :). То есть, прежде чем продавать обувь, нужно было создать причину ее покупать, то есть разбросать колючки :).
С раем для бедных тоже не все так просто. Да, действительно, написано, что Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в рай", но ведь сколько написано негативного о сексуальных отношениях! Можно ли вывести из этого, что христианство - религия помогающая импотентам? Ведь христианами были и бедные и богатые, а в Российской империи так вообще, в конце 19 века более бедные районы были менее религиозные, чем богатые. У меня есть подозрение, что эта идея, о том что бедные получают от христианства надежду на рай как компенсацию их земных страданий, в значительной степени популяризировали левые, которые видели в бедных свою базу и сильно не любили христианство.
Мне кажется, что христианство там, где оно было государственной религией, создавало у людей определенное ощущение равенства с вышестоящими в иерархии - как говорится все под богом ходим. Важно, что все приблизительно одинаково ходят под богом. Это чувство универсально в том смысле, что у всех, кроме царя-императора есть кто-то сверхустоящий, и приходя в церковь, человек чувствовал себя наравне (под богом) с теми, кто в реальной жизни был над ним.
UPD
* Эта концепция была развита и в ту политическую идею, что Мы попадём в РАЙ, а они просто СДОХНУТ!