Дима (marigranula) wrote,
Дима
marigranula

Category:
      Многие авторы предполагали, что одной из привлекательных особенностей религии для людей является то, что она обещает людям определенные вещи в обмен на соблюдение определенных норм и выполнение соответствующих ритуалов. Вебер ввел понятие "salvation goods" чьим поставщиком является христианство, то есть, что люди идут в христианство ради спасения после смерти. Старк предположил, что существует набор "compensators", которые люди надеются получить после смерти, например, бедные надеются попасть в рай [*].
      С этими идеями, однако, есть достаточно серьезная проблема. Чтобы надеяться на спасение, человек должен как минимум считать, что он будет в каком-то виде существовать после смерти. То есть, человек должен сперва поверить в жизнь после смерти, а потом уже начинать надеятся а религию как путь к спасению. Что-то подобное было в рассказе О.Генри: Горе-коммивояжер привез в деревню обувь, прельстившсь тем, что никто в этой деревне обувь не продает. Но не продавали ее в деревне потому что все туземцы ходили босиком, и обувь покупать не собирались. Спас положение один из друзей коммивояжера, разбросав по улицам колючки :). То есть, прежде чем продавать обувь, нужно было создать причину ее покупать, то есть разбросать колючки :).
      С раем для бедных тоже не все так просто. Да, действительно, написанно, что Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в рай", но ведь сколько написанно негативного о сексуальных отношениях! Можно ли вывести из этого, что христианство - религия помогающая импотентам? Ведь христианами были и бедные и богатые, а в Российской империи так вообще, в конце 19 века более бедные районы были менее религиозные, чем богатые. У меня есть подозрение, что эта идея, о том что бедные получают от христианства надежду на рай как компенсацию их земных страданий, в значительной степени популяризировали левые, которые видели в бедных свою базу и сильно не любили христианство.
      Мне кажется, что христианство там, где оно было государственной религией, создавало у людей определенное ощущение равенства с вышестоящими в иерархии - как говорится все под богом ходим. Важно, что все приблизительно одинаково ходят под богом. Это чувство универсально в том смысле, что у всех, кроме царя-императора есть кто-то сверхустоящий, и приходя в церковь, человек чувствовал себя наравне (под богом) с теми, кто в реальной жизни был над ним.
UPD knyasa_o заметила, что по ее мнению, средневековые священники говорили чаще о гиене огненной и почти не упоминали, что "бог есть любовь", и что внимание к раю - это уже тенденции нового времени.

* Эта концепция была развита и в ту политическую идею, что Мы попадём в РАЙ, а они просто СДОХНУТ!
Tags: Религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments