До боли, до дрожи
Настраивал я струны,
Прости меня, Боже!
И пел в восторге диком
О счастье великом
А счастье было сладко,
Но редко и кратко
Стругацкие в своем интервью написали: Мир Полудня – это мир, в котором нам хотелось бы жить и работать. Лучше такого мира мы ничего себе представить не могли и даже не пытались. [Для нас этот мир] был общественным устройством, обеспечивающим каждому гражданину возможность свободно заниматься любимым трудом.
Проблема с этим определением, разумеется, в том что он не достижим. И не достижим он не из-за того что часть людей до него не дорастет, а по тому что все рухнет, даже собери мы в этот мир исключительно людей о нем мечтающих. Просто в силу того что ресурсов много не бывает и славы много не бывает, и мест в иерархии много не бывает. Как вы думаете, Ойра ойра или Корнеев не хотели на место Януса или Квирина? И не думали, как туда попасть? А для того чтобы стать директором института или зав.сектором нужно заниматься отнюдь не только любимым делом.
И хотя я вполне представляю себе ученого или изобретателя, который питается только черствым хлебом и живет в общежитии, только бы дали ему заниматься любимым делом, он будет очень хотеть успеха в этом любимом деле. И чем больше он будет отказывать себе в других вещах ради любимого дела, тем выше будет его потребность в успехе в этом деле. Но ведь успех зависит от многих факторов - от наличия аппаратуры, от наличия лаборантов, от эмоциональной поддержки коллег (очень мало людей [*] способны функционировать долго внутри общества на чистом энтузиазме, без поддержки). И мы еще вспомним что люди могут быть одаренными по разному.
При каждом деле есть случайный мальчик.
Таким судьба таланта не дала,
и к ним с крутой неласковостью мачех
относятся любимые дела.
Я предвижу, что постепенно даже в искусственно воссозданном мире полудня энтузиасты постепенно начнут заниматься кто пробиванием через иерархию - из научного сотрудника в зав.лаба, из простого комконовца - в старшего комконовца, кто-то сделает из своего дела хобби со словами - "а я и не претендовал особо", что бы выйти из конкуренции, и т.д.
Желание заниматься любимым делом - явно не биологическая потребность типа сытости, чувства безопасности и чувства доминирования.
Я не хочу сказать, что люди не могут заниматься любимым делом, я лишь о том, что общество основанное на таком свободном выборе любимого дела не реализуемо в принципе.
*Возможно, за исключением аутистов
UPD
Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
UPDD
«А что, у вас разве мир устроен иначе?» И он начинает говорить, объяснять, втолковывать: о высокой Теории Воспитания, об Учителях, о тщательной кропотливой работе над каждой дитячьей душой... Абориген слушает, улыбается, кивает, а потом замечает как бы вскользь: «Изящно. Очень красивая теория. Но, к сожалению, абсолютно не реализуемая на практике». И пока Максим смотрит на него, потеряв дар речи, абориген произносит фразу, ради которой братья Стругацкие до последнего хотели этот роман все-таки написать.
— Мир не может быть построен так, как вы мне сейчас рассказали, — говорит абориген. — Такой мир может быть только придуман. Боюсь, друг мой, вы живете в мире, который кто-то придумал — до вас и без вас, — а вы не догадываетесь об этом...