Дима (marigranula) wrote,
Дима
marigranula

Category:
      Существует мнение, что одна из причин того, что люди придумали сверхъестественные существа - это их желание объяснить окружающий мир. Ну например дует ветер - это значит что великан-ветра надувает щеки. Ударила молния - это значит что бог грозы сидит на туче и кидает молнии. Ну, и тоже самое с ритуалами.
      Мне это объяснение кажется сомнительным. Я помню, читал рассказ о том, что один антрополог исследовал какое то племя живущее близко к первобытному образу жизни. Он задавал членам племени вопросы "почему?" о разных ритуалах и обычаях, и получал лишь фигуральное пожимание плечами - всегда так делали; почему делать по другому? Только один туземец ходил с антропологам, и обьяснял источники и причины различных ритуалов. Через некоторое время антрополог вернулся в США, а когда, опять прилетел в это племя, то ему рассказали, что упомянутый туземец очень скучал по антропологу, ему не с кем было поговорить - никого другого в его племени вопросы о причинах ритуалов не интересовали.
  
    И посмотрим на такой момент - люди очень часто определяют действия и вещи как "плохие" и "хорошие", при чем плохие и хорошие не для какого-то конкретного действия (ну например, тупой нож - плохой нож, им тяжело резать), а вообще, абстрактно. Что такое плохо и что такое хорошо сильно варьируются между разными культурами, но сами понятия универсальны по крайне мере для развитых цивилизаций. По видимому, универсальна и общая концепция моральной арифметики - важна сумма "хорошего" минус сумма "плохого", ну или другими словами - плохое можно искупить хорошим. Опять таки, универсальна общая идея, а конкретные правила моральной арифметики варьируются.
      Что интересно, представления людей о последствиях "плохого" и "хорошего" сильно варьируются тоже. Кто-то надеется, что справедливый мир отплатит ему его "хорошее" сейчас, кто-то на счастье в загробном мире, кто-то на удачное перерождение души, кто-то - на абстрактный вклад в будущее счастье [*]. Что интересно, казалось бы, логично представить себе, что всей этой арифметикой, ведением учета и выбором награды или наказания заведует какой-либо бог. И в аврамических религия, это происходит, но частично. А среди религий верящих в карму, карма является вполне неодушевленной силой, так же как и справедливый мир среди верующих в него. И счастливый случай ни кем не воспринимается сознательным существом... Уж если для объяснения удара молнии требуется вмешательство бога, то для ведения амбарной книги грехов и благочестивых деяний, а потом и их складываниях - казалось бы, сам бог велел назначить бога. Так ведь нет. В Монголии, часть буддистов верит, что Будда - это бог. Но и они верят в карму как независимую от Будды силу, не то что это Будда - бог ходит с той самой амбарной книгой. Или возьмем христианство: одна из главных концепций христианства, как это видится атеистам - это то, что бог искупил грех людей перед собой же.Идея странная, но похоже, в христианстве идея греха то же в той или иной степени сепарированна от бога, то есть, бог по крайне мере не всегда ведет счет грехам и искуплениям.

*И боятся наказания сейчас или в загробной жизни за "плохое".
Tags: Психология, Религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments