Дима (marigranula) wrote,
Дима
marigranula

Рыцарский роман.

Идея куртуазности или amour courtois возникла в аристократической среде средневиковой Европе. Хотя это набор идей менялся со временем, его основные идеи, такие как почти обожествление дамы сердца и четко выраженное отношение рыцаря к возлюбленной как вассала к сюзерену, хотя максимальное, на что в большинстве случаев мог рассчитывать рыцарь - это на благосклонное внимание со стороны дамы (хотя в редких случаях секс и происходил). Любовь в браке в куртуазности не отражалась, и многие источники прямо утверждали что в браке любовь невозможна. Все отношения  между возлюбленными держались в секрете, и их раскрытие (как в случае истории Ланцелота) грозило тяжелейшими последствиями.
Возникает логичный вопрос - почему возник столь странный жанр? Я предполагаю что возник он в результате диссонанса между двумя культурными нормами средневековья:

С одной стороны, средневековое общество было крайне мизогиничным, с женщиной воспринимаемой зачастую как сосуд зла, как несущую ответственность за изгнание из рая (через первородный грех Евы). В этом смысле симптоматично что одинаковые симптомы у мужчин и женщин могли интерпретироваться совсем по разному. Например, то что у мужчин могло быть диагностировано как меланхолия, у женщин диагностировалась как истерия, вызванная влиянием матки на её мозг (матка воспринималась как полу-независимый орган конкурирующий с мозгом за влияние на женщину). Другой интересный пример связан с обсуждением ночных поллюций у монахов. Церковь пришла к выводу, что они не являются греховными, так как соответствующий орган ведёт себя независимо от воли монаха. Вопрос же о менструациях был снят с обсуждения, так как по любому женщина была настолько греховна, что даже если менструации были бы признаны не греховными, это бы врядли помогло.
С другой стороны, женщины по факту брака на статусных мужчинах получали то же достаточно высокий статус.
В результате мужчины сталкиваясь с женами сюзеренов оказывались в двойственной ситуации, где женщина была одновременно низкого статуса из-за своего пола и высокого из-за своей связи с высоко-статусным мужчиной. Нормативы куртуазности описывающие взаимоотношения между высоко-стаусными женщинами и низко статусными мужчинами уменьшали этот диссонанс. Они не касались брака (в браке это диссонанс отсутствовал) и делали отношения секретными, переводя их в статус, говоря современным языком, виртуальности. Они создавали особый класс отношений, между кавалерами и не родственными им дамами.
Tags: Мысли о литературе, Социальная психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments