Все та же раскольничья злая тайга,
Где днем и с огнем не найдешь человека,
Не то чтобы друга, а даже врага.
Стихотворения Аввакум в Пустозерске, связывают с очевидной параллелью, которую Шаламов проводит между своей биографией и биографией Аввакума - оба оказались на северо-востоке (и не по своей воле), оба пишут автобиографические книги.
Но мне кажется, что биография Аввакума была для Шаламова в каком-то смысле с альтернативной историей для себя. Вспомним, что стихотворение написано в 1955 году. Шаламов освобождается в 1951, а в 1953 поселяется в подмосковье. Грубо говоря, жизнь вроде бы у него начинается налаживаться, хотя и происходит разрыв с семьей. И я подозреваю, что вернувшись с востока, он столкнулся с жесткой правдой: он живет один и работает снабженцем (даже фельдшерские курсы Дальстроя ему не признали). Я хочу сказать, что даже пока он работал вольнонаемным фельдшером в Якутии, его фактический статус был пожалуй что повыше (ну, и он ждал возвращения в Москву).
И в стихотворение Аввакума обращается к своей верной жене
Настасья, Настасья,
Терпи и не плачь:
Не всякое счастье
В одеже удач.
Не слушай соблазна,
Что бьётся в груди,
и окончание стихотворения
На огненных крыльях
Я в небо внесён.
Тебе обещаю,
Далекая Русь,
Врагам не прощая,
Я с неба вернусь.
Пускай я осмеян
И предан костру,
Пусть прах мой развеян
На горном ветру.
Нет участи слаще,
Желанней конца,
Чем пепел, стучащий
В людские сердца.
намекает на то, что возможно лучше вернуться не живым, но пеплом.
Не хотел ли Шаламов поменяться судьбой с Аввакумом?