Дима (marigranula) wrote,
Дима
marigranula

Categories:

Путь к семье

      Человек отличается от ближайших родственников - шимпанзе, бонобо, и гориллы тем, что формирует устойчивые пары которые совместно выращивают детей. Среди приматов есть еще игрунковые обезьянки, у которые тоже и самки и самцы совместно выращивают детенышей в парах, но их и наш последний общий предок жил порядка 45 миллионов лет назад, так что от человека они очень далеки [*]. Но вот как возникла эта необычная для приматов семейная структура?
      Я подумал, что есть такой вариант: Самцы и самки приматов приматов образуют раздельные иерархии, впрочем как и люди. Эти раздельные иерархии легко могут эволюционировать в разделение труда по половому признаку, которое мы наблюдаем в абсолютном большинстве обществ. Конкретно мужские и женские области деятельности меняются от общества к обществу, но само разделение сохраняется. Это разделение, в свою очередь, делает жизнь отдельного индивида, без помощи от противоположного пола, довольно сложной. В принципе, братья и сестры могут помогать друг другу, так же как и матери и сыновья, но также начинаются образовываться и пары из мужчины и женщины, где каждый помогает другому в гендер-специфических делах. Проблема, разумеется заключается в том, как обеспечить кооперацию между двумя партнерами с зачастую разными интересами и где каждый выполняет свои функции, которые трудно сравнивать между собой.

      Один из вариантов решения этой проблемы - это создать какую-то форму залога, в которую вкладываются оба, но которая теряется, если кто из двоих прервет кооперацию. Этим то залогом и является общий ребенок, то есть сначала возникает разделение труда, потом разнополые пары, что бы с этим справится, а потом совместный уход за ребенком, чтобы стабилизировать эти пары. Соответственно возникает генетически-детермированная мотивация заводить детей как способ стабилизации пары. Это приводит к тому что
1.Во всех обществах большинство людей хочет детей, но при этом причины, по которым хотят детей - получить помощь в старости, отдавать любовь, чтобы оставить кому-то наследство или было кому молится за родителей богам - сильно варьируется между обществами. Создается впечатление, что все эти объяснения - не более чем интерпретация желания.
2.Хотя у всех млекопитающих после рождения детенышей у матерей запускаются механизмы заставляющие их заботится о потомстве, люди хотят детей, которых нет, а именно хотят родить детей и рожают, хотя могли бы это предотвратить (хотя потомство и требует больших вложений).
3.Создается впечатление, что ресурсы, которые родители выделяют на детей - параметр более стабильный, чем количество желаемых детей. Существует какой то бюджет времени и денег, который родители выделяют на детей, и он не растет пропорционально количеству детей. Создается впечатление, что факт люди в первую очередь хотят детей, а количество их уже может сильно варьироваться. Это сильно отличается от таких вещей, как например доход, где люди не просто хотят доход, а определенные суммы, и чем больше сумма, тем сильнее хотят.
4.Большая часть семей, которым не удалось завести детей, готовы на приемных детей, то есть важен факт наличия детей, даже если и и не генетически своих.
5.Альтернативная гипотеза заключается в том, что забота о детях обеспечивается тем, что мужчины обменивают секс (и соответственно шанс зачать ребенка) на помощь женщинам и их детям. Но эта гипотеза предсказывает, что мужчины должны постоянно хотеть максимального количества секса с максимальным количеством партнерш. Но это не верно. Более того, мы знаем, что в рабовладельческих обществах, владельцы рабынь явно не стремились массово оплодотворить всех своих рабынь.

*Кроме всего прочего, игрунков отличает от всех прочих млекопитающих то, что двойни, находясь в матке, активно обмениваются клетками, поэтому большинство игрунков являются химерами, состоящими из клеток принадлежащих двум эмбрионам. Подобное случается и у людей (когда два эмбриона на ранних стадиях сливаются в один), но у людей это очень редкое явление. Химеризм игрунков по видимому внес свою лепту в эволюцию их социальной организации.
Tags: Психология, Эволюция
Subscribe

  • О пищевой цепочке

    Недоел я банан. Отдал недоеденный банан поссумам. Они его тоже не доели, отдал его многоножкам и морским ежам. Кусочек банана упал от ежа на дно -…

  • (no subject)

    Мечта: чтобы поссумы сами за собой пылесосили.

  • Мускусный запах

    Кстати, о том как поссумы метят свою территорию. Когда я стираю их гнездо и покрывало (при 60 градусах), то после стирки сушу их в сушке для белья.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments

  • О пищевой цепочке

    Недоел я банан. Отдал недоеденный банан поссумам. Они его тоже не доели, отдал его многоножкам и морским ежам. Кусочек банана упал от ежа на дно -…

  • (no subject)

    Мечта: чтобы поссумы сами за собой пылесосили.

  • Мускусный запах

    Кстати, о том как поссумы метят свою территорию. Когда я стираю их гнездо и покрывало (при 60 градусах), то после стирки сушу их в сушке для белья.…