Вообщем, это мультфильм о взрослении: два подростка-морских чудовища в поисках приключений отправляются в прибрежный итальянский городок. В этом городке они знакомятся с человеческой девочкой, которая оказывает "цивилизующее" воздействие на одного из подростков [*]. В конце концов, происходит сдруживание людей и монстров. Во многих смыслах, Лука является продолжением Пиксаровского Смоллфута.
Истоки мультфильма можно отследить к французской новелле Человек-рыба [**], в которой рассказывается об иезуите, который просадил жабры акулы ребенку и затем использовал его чтобы захватить мир. К счастью, человек-рыба познакомился с девушкой, они полюбили друг друга, девушка привила человеку-рыбе моральные христианские заповеди и они стали жить вдвоем на суше [***].
Знакомство с девочкой тоже цивилизирует мальчика-монстра, но не в плане морали, а в плане любви к науке, и в конце концов они вдвоем уезжают в Геную учиться в школе [****].
Единственное - авторы показали подводный мир как относительно неинтересный и скучный, который явно не конкурентоспособен в глазах монстров с миром людей. Я бы все таки отнесся лучше к море.
*Идея о женщинах, цивилизующих мужчин, мы находим еще в Гильгамеше, хотя эта идея в последствии странным образом эволюционировала: если Шамхат цивилизирует Энкиду занимаясь с ним сексом неделю, то в западной цивилизации женщины-цивилизаторы должны быть асексуальны. Это именно на тему И этими губами она будет целовать моих детей. Женщина цивилизирует мужчину именно своей высокоморальностью, которая не совместима в глазах ортодоксального христианства с сексом.
**Человек -амфибия вырос тоже из этой новеллы.
***В мультфильме В синем море, в белой пене мы видим обратную ситуацию, морская царевна пытается заманить человеческого ребенка жить под водой, предлагая ему однако, не моральные а материальные ценности
****История несколько напомнила мультфильм о том как Чебурашка в школу собирался :))